При необходимости, консультанты RC Studio разработают для Вас сценарий эффективного группового собеседования, научат результативно его проводить, экономя время Ваших сотрудников.
Данная статья основывается исключительно на нашем практическом опыте. Будем рады, если представленная информация поможет в создании собственной методики проведения группового собеседования, которая послужит эффективным инструментом для закрытия позиций.
Групповое собеседование — это отличный способ закрытия линейных позиций при массовом подборе персонала (продавцы, кладовщики, операторы и т.д.), которые не требуют уникальных навыков и высокого уровня квалификации.
Для офисных позиций — менеджеров среднего и высшего звена — фаворитом остается личная беседа (индивидуальное интервью).
Уверены, что с нами согласятся многие рекрутеры: массовый подбор — это и просто, и сложно одновременно!
Чем же полезно групповое собеседование (плюсы):
- экономит время на подбор кандидатов;
- раскрывает социальные и личностные качества кандидатов, кандидаты отбираются на контрасте;
- дает возможность для эффектной презентации компании, ее конкурентных преимуществ, а также повышает привлекательность вакансии на рынке труда;
Минусы такой формы собеседования:
- оценивает соискателя несколько поверхностно;
- для проведения вам понадобится: большая и просторная переговорная комната, офисные помещения и закупка дополнительных канцелярских принадлежностей (желательно флипчарт, проектор и т.д.);
Разберем каждый пункт плюсов группового собеседования более подробно, итак:
Плюс 1
Групповое собеседование экономит время на подбор кандидатов. Попробуем объяснить почему.
Для групповой встречи с соискателями, в начале, необходимо разработать сценарий собеседования, который поможет эффективно провести время и достичь желаемого результата – максимально точно выявить степень соответствия качеств кандидата профилю позиции.
Для проведения самой встречи, необходимо сделать выборку резюме по заявленным требованиям, провести короткое телефонное интервью и только после этого пригласить на собеседование. Соискателей необходимо предупредить о формате встречи, т.к. это еще одна возможность для рекрутера отсеять несоответствующих профилю вакансии кандидатов.
Единожды тщательно подготовившись к групповому собеседованию, останется лишь дополнять сценарий с учетом «обкатки» и конкретной должности. Ниже приведем пример краткого описание плана сценария.
План группового собеседования: |
|
Подвергаться изменениям при разработке группового собеседования будут только 4-й и 5-й пункт данного плана.
Методика групповых интервью позволяет за час оценить от 7 до 12-ти кандидатов одновременно. По опыту можем сказать, что данные цифры оптимальны для качественного отбора кандидатов на групповом интервью.
Плюс 2
Групповое собеседование раскрывает социальные и личностные качества кандидатов, кандидаты отбираются на контрасте.
Как мы говорили выше, групповое собеседование ориентировано на массовый подбор, как правило, линейного персонала (продавцы, кладовщики, операторы и т.д.).
К примеру, для продавцов обязательны следующие требования:
- специальное образование (проверяем по анкетным данным)
- грамотная речь и коммуникабельность (оцениваем в процессе кейса)
- приятная внешность (оцениваем по внешнему виду, исходя из требований компании)
Проведение кейса, позволяет нам раскрыть поведенческие особенности кандидата при работе с группой, оценить грамотность его речи, коммуникабельность, стрессоустойчивость и многое другое.
Приведем пример для продавца. В данном случае мы хотим оценить стрессоустойчивость и умение находить выход из сложных ситуаций.
Пример кейса |
Условия задания: Вы — лучший продавец-консультант крупной розничной сети по продаже электроники. Одной из отличительных черт компании является наличие прямых договоров только с ведущими производителями техники и полное отсутствие «серых схем» работ.Представьте ситуацию, в новогодний период (в часы «пик») в шоу-рум вбегает разъяренный клиент и начинает громко кричать о том, что ему продали некачественный товар. Клиент купил телевизор за 100 тыс. рублей для любимой тёщи, которая так хотела провести новогоднюю ночь в компании любимых советских фильмов. Ваши действия? Задача продавца: пресечь эмоциональный позыв клиента на глазах толпы; затем индивидуально успокоить клиента, выяснить детали проблемы; предложить решение, максимально удовлетворяющее клиента и компанию; оставить положительное мнение покупателя о компании, чтобы ему захотелось вернуться вновь! Кандидаты конкурируют очно, для продавцов — это отличная среда для определения «кто, на что способен!». Именно, такого рода формат собеседования должен вызвать интерес кандидата к актуальной позиции, возможность публично продемонстрировать («распушить хвост») свои способности, выделиться из толпы, поспорить, показать умение отстаивать свою позицию или признать поражение. |
Плюс 3
Групповое собеседование дает возможность эффектной презентации компании, ее конкурентных преимуществ, а также повышает привлекательность вакансии на рынке труда.
По данному пункту можно сказать одно – вся ответственность лежит целиком и полностью на рекрутере, начиная от задумки, как провести групповое собеседование, до его реализации!
Важно при этом иметь разработанные материалы презентации компании, желательно демонстрировать их на большом экране – телевизоре или проекторе. Можно дополнительно выдавать наглядные материалы (листовки, памятки) о корпоративной культуре компании, интересной работе, карьерном росте.
Итак, мы решили провести групповое интервью. С чего начнем?
Для начала нам нужно определить карту поиска наших кандидатов. А именно: где и каким образом мы презентуем нашу вакансию, предоставляем информацию в СМИ, социальные сети, ведем самостоятельно активный поиск по сайтам.
Далее нам необходимо подготовиться к встрече с соискателями. Написать интересный сценарий собеседования, по результатам проведения которого, Вы сможете оценить все необходимые компетенции кандидата, при этом не перегрузить соискателей скучной информацией, наполненной датами и фамилиями сотрудников и т.д.
Ваша задача написать сценарий коротко, но емко. Не забудьте подчеркнуть значимость компании на рынке, реальные достижения и цели на будущее. Расскажите историю через призму ценностей компании. Задайте кандидатам вопросы, направленные на выявление необходимых качеств и способностей. Подготовьте мини-игру или разработайте кейсы (совместно с руководителем отдела, к которому будет относиться сотрудник).
Необходимо заранее решить все организационные вопросы: подготовить переговорную, оснастить ее стульями, проектором, канцелярскими принадлежностями и т.д. Короче говоря — создайте комфортную деловую обстановку для всех участников мероприятия.
И наконец, мы можем перейти к проведению самого собеседования. Здесь уместна пословица: «По одежке встречают – по уму провожают». Думаю, Вы самостоятельно спроецируете данную пословицу на компанию.
Ведущий, должен обладать организаторскими способностями, харизмой и приятной внешностью. Ему важно суметь создать особую атмосферу, которая оставит лучшее впечатление о компании, сотрудниках при любом исходе собеседования для соискателей.
Во время собеседования, необходимо оценить все требуемые качества кандидата для вакансии, «продать» свою компанию кандидатам.
На наш взгляд, плюсы проведения группового собеседования очевидны! 🙂
А теперь о минусах:
Минус 1
Групповое собеседование оценивает соискателя несколько поверхностно. Мы займем позицию нейтралитета в данном вопросе. Подобный формат, дает возможность рекрутеру отсеять ненужных соискателей. Его можно сравнить с игрой «Слабое звено». Но первичное собеседование, не является окончательным этапом для оформления кандидата на работу. В нашей практике, все соискатели, которые проходили успешно групповое собеседование, после общались индивидуально с руководителем отдела.
Минус 2
Для проведения собеседования потребуется: большая и просторная переговорная комната, офисные помещения и, возможно, закупка дополнительных канцелярских принадлежностей.
Давайте сделаем из недостатков – плюсы! К пространству переговорной комнаты можно подойти креативно. Наверняка в офисе есть зона, которая может заменить переговорную комнату при форс-мажорных обстоятельствах. Обратитесь за помощью к коллегам, это также поможет развивать Ваши личные организаторские способности! А для соискателей, это может стать дополнительным поводом познакомится с компанией еще ближе.
Методика проведения группового собеседования имеет общую структуру, которой следует придерживаться, а все изменения и поправки индивидуальны для каждой вакансии и компании! Экспериментируйте – это путь к Вашему успеху!
Если подытожить – групповое собеседование является эффективным инструментом для подбора массовых позиций.
Олеся Зелюкина (Тарасова),
Консультант RC Studio