Шаг 2. – Разработка эффективной системы мотивации.
Общий алгоритм действий:
- определение приоритетной задачи;
- разработка плана действий;
- определение монитарной мотивации по каждой категории сотрудников;
- определение основных функций сотрудников и требований к их квалификации в целях составления индивидуального подхода к оплате труда
Самыми весомыми задачами для торговой компании являются:
Задача 1. – Ориентация на качественные продажи в целях формирования повторных заказов;
Задача 2. – Увеличение объема продаж при помощи выполнения индивидуальных планов продаж, привлечения новых для компании клиентов;
Задача 3. — Увеличение ассортимента внутри товарного направления, что может дать рост размера заказов от постоянных клиентов;
Задача 4. — Ориентация работы на получение прибыли, например формирование «работающей» системы скидок.
Для выполнения вышеперечисленных задач необходимо разработать и реализовать мероприятия:
- Определить должностные позиции, занимаемых специалистами, от которых зависит решение поставленных задач;
- Определить виды деятельности, на которые надо мотивировать сотрудников, занимающих эти должности;
- Выявить наиболее весомые аспекты деятельности и поведения, на которых необходимо акцентировать внимание сотрудников.
Помимо этого для каждой должности необходимо сформировать определённые способы монетарной мотивации. После чего, необходимо приступить к реализации мотивационных мероприятий, для того чтобы решить каждую поставленную задачу.
Рассмотрим разные подходы на примере решения всех 4-х задач:
Задача 1. — Организация качественных продаж.
Реализовать данную задачу должны сотрудники, занимающие должностные позиции такие как:
- менеджер по продажам (торговый представитель),
- супервайзер
- руководитель отдела продаж (коммерческий директор).
Для всех перечисленных должностей необходимо определить индивидуальные виды деятельности.
Допустим, что в обязанности руководителя отдела продаж (коммерческого директора) входит:
- разработка технологии продаж продукции,
- привлечения новых для компании клиентов,
- формирование стандартов обслуживания клиентов.
Для должности «супервайзер» следует выделить такие задачи как:
- качество и скорость обслуживания клиентов,
- количество привлеченных клиентов,
- поддержание стандартов продаж;
- проведение собраний, на которых ставятся задачи, подводятся итоги, анализируется работу компании;
- осуществление «двойных визитов» т.е. посещение клиентов компании совместно с торговым представителем в целях оказания помощи в проведении переговоров.
Менеджерам по продажам или торговым представителям необходимо:
- знание стандартов работы компании и умение их применять;
- качественное и своевременное обслуживание клиентов;
- рост числа обращений по рекомендации и повторных заказов; качественная работа с отчетной документацией.
Далее следует выделить основные зоны ответственности и деятельности сотрудников – таблица 2.
Таблица 2 – Основные зоны ответственности и деятельности сотрудников
Должность |
Зоны ответственности |
Коммерческий директор (руководитель отдела продаж) |
|
Супервайзер |
|
Торговый представитель (менеджер по продажам) |
|
Для всех выделенных категорий сотрудников необходимо разработать определенные способы мотивации – Таблица 3.
Таблица 3 – Способы мотивации и компенсации
Должность |
Способы мотивации и компенсации |
Коммерческий директор (руководитель отдела продаж) |
|
Супервайзер |
|
Торговый представитель (менеджер по продажам) |
|
Перед тем, как перейти к следующей задаче, стоит отметить, что некоторые способы мотивации будут нацелены одновременно на выполнение нескольких стоящих перед нами задач.
Также важно понимать, что нельзя применять все способы, указанные в таблицах мотивации. Для одной компании и их уровня должностей нужно выбрать из таблицы показатели более высокого порядка, для другой взять способы «проще». Все будет зависеть от уровня и масштаба компании, ее конкретных задач, распределение функционала внутри компании.
Задача 2. — Увеличение объема продаж.
Увеличение объема продаж зависит от качества работы сотрудников, занимающих такие должности как:
- торговый представитель, менеджер по продажам,
- супервайзер,
- коммерческий директор, руководитель отдела продаж.
Следует составить перечень действий, которые входят в компетенцию вышеперечисленных сотрудников – Таблица 4.
Таблица 4 — Основные зоны ответственности и деятельности сотрудников
Должность |
Зоны ответственности |
Коммерческий директор (руководитель отдела продаж) |
|
Супервайзер |
|
Торговый представитель (менеджер по продажам) |
|
Не стоит забывать, что коммерческий директор не только должен стремиться к принятию оперативных управленческих решений, способствовать формированию мотивации сотрудников, управлять отделом продаж, но и отвечать за работу отдела закупок.
Далее рассмотрим способы мотивации, применяемые в целях роста объема продаж в торговых компаниях – Таблица 5.
Таблица 5 – Способы мотивации
Должность |
Зоны ответственности |
Коммерческий директор (руководитель отдела продаж) |
|
Супервайзер |
|
Торговый представитель (менеджер по продажам) |
|
Задача 3. — Рост ассортимента товарного направления компании.
Достижение обозначенной задачи возможно усилиями все тех же сотрудников:
- торговый представитель/ менеджер по продажам,
- супервайзер,
- коммерческий директор/руководитель отдела продаж.
Следует составить перечень действий, которые входят в компетенцию вышеперечисленных сотрудников – Таблица 6.
Таблица 6 — Основные зоны ответственности и деятельности сотрудников
Должность |
Зоны ответственности |
Коммерческий директор (руководитель отдела продаж) |
|
Супервайзер |
|
Торговый представитель (менеджер по продажам) |
|
Далее остановимся на способах мотивации для вышеперечисленных сотрудников – Таблица 7.
Таблица 7 — Способы мотивации и компенсации
Должность |
Зоны ответственности |
Коммерческий директор (руководитель отдела продаж) |
|
Супервайзер |
|
Торговый представитель (менеджер по продажам) |
|
Задача 4. — Организация работы отдела продаж нацеленного на прибыль.
К должностям, которые способны оказать влияние на выполнение четвертой задачи следует отнести:
- торговый представитель/менеджер по продажам,
- супервайзер,
- коммерческий директор/руководитель отдела продаж.
Следует составить перечень действий, которые входят в компетенцию вышеперечисленных сотрудников – Таблица 8.
Таблица 8 — Основные зоны ответственности и деятельности сотрудников
Должность |
Зоны ответственности |
Коммерческий директор (руководитель отдела продаж) |
|
Супервайзер |
|
Торговый представитель (менеджер по продажам) |
|
Для сотрудников необходимо применить следующие способы мотивации – Таблица 9.
Таблица 9 – Способы мотивации
Должность |
Зоны ответственности |
Коммерческий директор (руководитель отдела продаж) |
|
Супервайзер |
|
Торговый представитель (менеджер по продажам) |
|
Шаг 3. – Внедрение и оценка результатов.
После одобрения системы мотивации следует приступить к ее внедрению, а затем, после внедрения, оценить ее результативность. При том оценку результативности следует проводить в различные промежутки времени. Это позволит более целостно оценить изменения, которые произошли в компании после внедрения новой системы мотивации.
В заключение следует отметить, что любая система мотивации в том числе создается и для того, чтобы сотруднику было выгодно и интересно выполнять свои должностные обязанности. Ни одна система мотивации персонала не является саморегулируемой и совершенной. А значит, для эффективного функционирования системы мотивации необходим управленческий ресурс.
Таким образом, эффективность системы мотивации зависит от деятельности тех управленцев, которые, выполняя свои функции в компании, претворяют эту систему в жизнь.