Тел. +7 (952) 289 3149
Тел. +7 (952) 289 3150
e-mail: uspeh@rcstudio.ru
Санкт-Петербург, ул. Введенского канала 7
БЦ "Фарватер", оф. 403

Собеседование: может ли симпатия к кандидату победить его квалификацию?

Интервью на PRO Rabota.ruМожет ли не подходящий под профессиональные требования вакансии соискатель получить желаемую работу, вызвав к себе простую человеческую симпатию?

Когда симпатия важнее квалификации?

Случаи, когда благодаря простой человеческой симпатии на работу принимается человек, не имеющий нужного опыта или образования, вполне реально встретить на рынке труда.

Александра Левицкая, руководитель рекрутингового агентства Personalia: «Иногда компании проще обучить сотрудника «под себя», чем постоянно сглаживать конфликты в офисе. Мы довольно часто сталкиваемся с желанием компаний-клиентов найти профессионала, «приятного во всех отношениях». В связи с этим даже квалифицированному кандидату может быть отказано с формулировкой «не наш человек». Однако, о личных симпатиях приходится забывать в случае с подбором редких специалистов».

Ольга Казарова, директор по развитию RC Studio: «Давайте представим, что на собеседование к работодателю приходят два менеджера по продажам. Первый имеет небольшой опыт в продажах, но понравился личностно работодателю. Второй ― имеет хороший опыт в продажах, но не так симпатичен. Вероятность того, что выберут первого почти 100% (конечно, при условии, что нужно выбрать одного из двух)».

Сержио Басто, операционный директор рекрутинговой компании Adecco Group Russia: «Как сейчас принято говорить, бывает случается «химия» между интервьюером и кандидатом. Особенно, если кандидат может правильно преподнести свой опыт и показать, как для него важна и интересна работа именно в этой компании. У нас в практике бывают случаи, когда мы показываем кандидатов не стопроцентно соответствующих требованиям работодателей, но при этом чувствуем, что кандидат и работодатель говорят на одном языке, разделяют одни и те же ценности, одинаково смотрят на бизнес и жизнь. Однако, навыки и опыт в любом случае играют немаловажную роль и в конечно счете профессионализм для нас остается на первом месте».

Качества, вызывающие симпатию

Чем чаще всего соискатель вызывает к себе симпатию? Ответ на этот вопрос у каждого работодателя будет свой. Однако можно выделить несколько самых распространенных факторов.

Ольга Казарова: «Если судить по большинству работодателей, с которыми мы сталкивались, то наибольший шанс положительно пройти собеседование имеют кандидаты, обладающие следующими качествами:

1. Ухоженная внешность. Понятие очень разнится для каждой должности. Для должности кладовщика достаточно прийти на собеседование чистым, без неприятных запахов, в опрятной одежде. Для менеджера среднего звена к чистоте присоединяется определенный стиль одежды, отсутствие яркой косметики, украшений и т.д. А для руководящей должности критерии и требования по этому пункту будут гораздо выше.

2. Коммуникабельность. Аналогично первому критерию требования для прохождения собеседования на продавца и директора по продажам будут различными. Для первого важна грамотная речь, отсутствие слов-паразитов, открытая поза, взгляд, умение слушать и т.д. Для директора ― умение аргументированно вести диалог, избегать конфликтов и многое другое.

3. Позитивность. Давайте подумаем, как мы выбираем себе друзей или людей, с которыми мы общаемся? Нам же нравятся позитивные люди, сильные по своей энергетике в обычной жизни? Тоже самое и при приеме на работу. Конечно, не стоит на собеседовании травить анекдотами, но улыбка (к месту) и светящиеся глаза смотрятся гораздо выгоднее унылой внешности, отягощенной кучей проблем».

Александра Левицкая: «Личную симпатию может вызвать что угодно, это не обязательно лежит на поверхности. Эффектная внешность может в разных ситуациях как привлечь, так и оттолкнуть работодателя. Вызвать личную симпатию может даже случайное совпадение. Например, когда кандидат родом из того же города, что и принимающий решение руководитель».

Минус «трудоустройства по симпатии»

Ольга Казарова: «Работодатели могут «закрыть глаза» на профессионализм, но, как правило, обязательно проверят кандидата на «обучаемость».
Если соискателю не хватает квалификации, но его принимают из-за симпатии, ему предстоит пройти обучение. В некоторых крупных компаниях для этого существуют специальные учебные центры, а в маленьких фирмах ― обучение проходит непосредственно в процессе работы. Дело это небыстрое и эффективности от такого работника в период его обучения довольно немного, поэтому и платят на первых порах ему ровно столько же. Нужно быть к этому готовым.


Екатерина Китаева